Про дятлов
Jan. 27th, 2010 09:06 am![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)
![[community profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/community.png)
В выходные за время короткой прогулки возле дома мне посчасливилось увидеть наших обыкновенных, то бишь, сирийских дятлов (dendrocopus syriacus - Syrian Woodpecker - נקר סורי).
Дятла возмутилась, что нос, дескать, не припудрен, и быстро смоталась после первого же кадра:
Дятел неприпудреностью носа не заморачивался и спокойно позировал:
У него оказались совершенно шикарные штанишки в крапинку:
А теперь о дятлах (oчень советую почитать и пойти по ссылкам - я далеко не все переписала):
Для работы с древесиной человек придумал долото — столярный инструмент с заточенной стальной пластиной и ручкой, по которой ударяют молотком. Даже опытный плотник нет-нет да промахнётся — от усталости или от неудобного угла удара. Чтобы исключить досадную «оплошность», природа слила воедино молоток и долото, для увеличения точности снабдила «устройство» парой глаз, посаженных по обе стороны долота, между долотом и молотком предусмотрела «амортизатор» (костную губчатую ткань, которая смягчает удары), а ручку превратила в гибкую подвижную шею, состоящую из 14 позвонков. Все описанные приспособления достались дятлам — неутомимым барабанщикам, признанным лесным докторам и откровенным щеголям...
Долбят дерево для пропитания:
Для обнаружения кормовых объектов в древесине дятлы используют тонкий слух. Сделав пробный удар, птица приникает к коре и прислушивается к шорохам, которыми выдают себя встревоженные личинки. Раздолбив ход насекомого, дятел проверяет присутствие добычи при помощи осязания, зондируя его языком, и даже визуально, заглядывая в отверстие. Язык у всех дятлов, даже не долбящих, выполняет роль чуткого зонда и инструмента по извлечению живой добычи из узких ходов. Он очень длинный, тонкий и подвижный, может выдвигаться на всю длину клюва (у некоторых видов и дальше), что обеспечено особым строением подъязычного аппарата. Его рожки прикреплены в области правой ноздри, затем протягиваются на лоб и макушку, разделяясь, огибают череп снизу и сливаются уже в ротовой полости. Конец языка жесткий, он заострен, обычно несет направленные назад шипы, что позволяет накалывать на него личинку. Покрывающая язык липкая слюна из мощно развитых нижнечелюстных слюнных желез сильно облегчает эту задачу, порой насекомое просто прилипает к языку.
Челюстной аппарат большинства дятлов также претерпел значительные изменения по сравнению с исходным состоянием в связи с приспособлением к долблению древесины. Клюв обычно прямой, долотообразный, с продольными гранями жесткости. Сомкнутые кончики надклювья и подклювья образуют острое вертикальное лезвие. Вершина клюва при долблении неизбежно стирается и затупляется, но рамфотека здесь обладает постоянным ростом. Oснование клюва несколько “утоплено” в костях черепа и окружено костной губчатой тканью, амортизирующей удары и не дающей опасно сотрясаться всей черепной коробке. Ноздри, располагающиеся в основании клюва, прикрыты жесткими перышками во избежание попадания в них древесной трухи и опилок. Адаптация к долблению потребовала от дятлов перестройки мышц шеи, смещения на нижнюю часть черепа затылочного мыщелка, отчего голова приобрела сходство с молотком, насаженным на тонкую “рукоятку”.
В процессе эволюции дятловые перешли от типичного для других представителей отряда лазанья при помощи обхватывания веток сильными пальцами к “когтелазанью”. Цепляясь за кору острыми изогнутыми когтями, дятлы лучше других древесных птиц могут передвигаться вдоль толстых ветвей, сучьев, стволов, в том числе по вертикальным поверхностям и поверхностям с отрицательным уклоном. При этом наружный палец у большинства дятлов стал оборотным. Когда птица сидит на вертикальной поверхности, он обычно отведён вбок, что обеспечивает максимальную площадь опоры. В такой ситуации основную нагрузку берёт на себя хвост. Его жёсткие рулевые перья играют роль третьей ноги — своеобразного «штатива». При работе с древесиной прочность связки «дерево — птица» очень важна, поэтому перья хвоста линяют поочерёдно, от второй пары до наружной, и лишь когда достаточно отрастут новые рулевые, сменяется центральная пара. Даже устраиваясь на горизонтальной ветке, дятел предпочитает садиться вдоль неё, опираясь на хвост, поперёк он сидит редко и неохотно. На земле и по стволу перемещается исключительно прыжками. В отличие от ловких и юрких поползней и пищух, способных свободно передвигаться по вертикальным стволам вверх и вниз, лесной дровосек начинает обследовать дерево у комля (комель — прилегающая к корню часть дерева) и постепенно, короткими прыжками, поднимается вверх или вбок. Габариты не те, к тому же вниз всегда можно без особого труда и по воздуху спланировать. Впрочем, полёт у дятлов тоже неважный: резкие взмахи и падения со сложенными крыльями рождают некое волнообразное перемещение между ветвями, под пологом леса. Однако и здесь изъян оправдан — нет большой нужды в масштабных перелётах. За восьмичасовой световой зимний день большой пёстрый дятел проводит в полёте всего около пяти минут. Так что летать можно абы как, лишь бы не камнем вниз.
Что едят?
Предполагают, что изначально предки дятлов были насекомоядными птицами, предпочитающими добывать муравьев, их личинок и куколок. Подвижный язык развился у них в связи с “муравьедением” и изначально предназначался для зондирования галерей в наземных и подземных муравейниках. Подавляющее большинство дятлов и сейчас охотно поедает муравьев, а для некоторых видов муравьи продолжают оставаться основой рациона. Большее значение в питании y личинoк древоточцев, короедов, усачей и других насекомых-ксилофагов. Приобретенная способность к долблению позволила дятлам в дальнейшем значительно расширить спектр питания за счет кормов растительного происхождения. Они научились раздалбливать желуди, орехи, шишки, особое значение калорийное растительное питание приобретает в зимнее время в умеренных широтах, когда насекомые неактивны и труднодоступны. Некоторые дятлы способны запасать растительные корма с осени, особенно преуспел в этом североамериканский желудевый, или муравьиный дятел (Melanerpes formicivorus), постоянные семейные группы которого запасают желуди в коре облюбованных деревьев, выдалбливая ячейку для каждого желудя и заклинивая его там. За осень большая семья может запасти до 50 000 желудей. Птицы держатся у “кладовой” всю зиму, не только кормясь запасами, но и периодически выбрасывая испорченые желуди, отгоняя чужих дятлов (для других птиц и белок заклиненные желуди оказываются недоступными). Иногда эти дятлы “фаршируют” желудями даже телеграфные столбы. В умеренных широтах весной, а в тропиках круглый год многие дятлы выдалбливают отверстия в коре и лубе для сбора сахаристого древесного сока. Заплывшие отверстия дятлы подновляют, долбят рядом новые. Специализированные в сокоедении американские дятлы-сосуны (род Sphyrapicus, 4 вида) выдалбливают на ветвях правильные ряды стандартных ячеек, причем величина и форма ячеек зависит от породы дерева, а точнее от консистенции его сока.
Долбят, чтобы общаться:
Дятлы стучат по дереву не только ради добывания пищи. Несколько варьируя частоту и тембр дроби, птица может передать другим особям своего вида самую разную информацию. Обычно дятел выбирает сухой ствол или сук, резонирующий удары, и, кроме того, при вибрации повышающий частоту ударов. У некоторых долбящих дятлов демонстративная песня почти редуцирована и заменена «барабаном», а вот зеленые дятлы и вертишейки поют. Визуальная сигнализация, наряду со звуковой, играет в их жизни большую роль. Оперение у большинства представителей семейства имеет яркие и контрастные пятна-маркеры, видимые на далеком расстоянии даже под пологом леса. Особенно характерны метки на голове, величина, форма и цвет шапочки (или хохла), различающиеся у самца, самки и молодых птиц.
Долбят, чтобы жить:
Большинство дятлов самостоятельно долбят дупла для гнездования и ночевок. Обычно выбирается дерево с начинающей загнивать сердцевиной, и птице остается выдолбить в твердой древесине лишь леток. Новое дупло дятлы выдалбливают для каждого сезона размножения, реже занимают свое прошлогоднее или брошенное чужое дупло. Другие дупла, находящиеся на территории, птицы используют под ночевки в течение круглого года. Немногие виды, обитающие в безлесных районах, роют и долбят норы в обрывах, склонах холмов, термитниках. Большинство видов дятлов территориальны, ведут одиночный образ жизни, гонят со своих участков других конспецифичных особей. Пары соединяются лишь на период гнездования с объединением территорий самца и самки, у многих видов брачные партнеры-соседи более или менее постоянны. В основном дятлы моногамны, однако есть случаи бигамии и полигамии...
Еще про дятлов:
1. http://www.nkj.ru/archive/articles/12684/
2. А здесь начало дурацкое, но дальше много интересного: http://copypast.ru/2009/03/09/djatly_ili_pochemu_ne_bolit_golova.html
3. Здесь замечательная статья "Ошибка Дарвина" с комментариями: http://warrax.net/71/darvinerror.html Догадайтесь кому посвещана часть статьи!
no subject
Date: 2010-01-27 07:36 am (UTC)Статья креоциониста, конечно дурацкая, но и комментарии тоже не особо. "Представим, что получится, если боксом будут заниматься с ранних лет и до глубокой старости члены одной семьи." - он что ли намекает на наследование приобретенных признаков? Тень Лысенки, однако.
no subject
Date: 2010-01-27 08:18 am (UTC)Ага, заметила! Лысенко форевер! ;) Дискусия там не на уровне - коментатор увлекается. Но интересные моменты все же есть...
no subject
Date: 2010-01-27 09:45 pm (UTC)А вот описание строения ротового аппарата очень понравилось:)
no subject
Date: 2010-01-28 08:26 am (UTC)no subject
Date: 2010-01-27 09:47 am (UTC)no subject
Date: 2010-01-27 10:14 am (UTC)no subject
Date: 2010-01-27 10:24 am (UTC)http://eu-shestakov.livejournal.com/357842.html#cutid1
:)
no subject
Date: 2010-01-27 10:25 am (UTC)no subject
Date: 2010-01-27 10:47 am (UTC)no subject
Date: 2010-01-29 10:55 pm (UTC)Дятла знает каждый ребёнок. Тем более интересно выяснить, что ничегошеньки мы про него до сих пор не знали!
no subject
Date: 2010-01-30 07:22 am (UTC)